Десять лет ни одной информационной системой не велось точного учета жалоб участников и лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.
Так, основной проблемой было отсутствие регламентации в действующем законодательстве учета жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора.
Статьей 105 УПК определен порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора, поданных лицами, защищающими свои или представляемые права и интересы (данная норма имеется с 2014 года с момента принятия УПК).
В соответствии с п.38) ст.7 УПК, процессуальные решения – акты органов, ведущих уголовный процесс, вынесенные в связи с осуществлением производства по уголовному делу.
То есть по результатам рассмотрения таких жалоб принимается процессуальное решение, а именно – акт органа об удовлетворении, отказе в удовлетворении либо частичном удовлетворении жалобы.
Согласно п.56 Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований (утвержденных приказом ГП РК от 19.09.2014г. №89), сведения о регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении, о процессуальных решениях, подлежащих согласованию или утверждению, а также электронные шаблоны процессуальных решений и действий вводятся в ЕРДР незамедлительно.
Поэтому данные решения должны быть внесены в информационную систему ЕРДР и отражаться в дереве процессуальных решений.
Ранее из-за отсутствия учета допускались многочисленные нарушения сроков и порядка рассмотрения жалоб в порядке ст.105 УПК.
Это негативно отражалось на соблюдении прав заявителей, что привело к снижению доверия граждан к правоохранительным органам.
Кроме того, отсутствовала возможность сбора и обработки аналитической информации о характере этих жалоб, что в последующем препятствовало оперативно анализировать причины обращений.
После неоднократных обсуждений с 2023 года Комитетом по правовой статистике и специальным учетам начаты работы по устранению разногласия в работе системы и нормотворчества.
Так, решением данного недочета стал запуск Комитетом пилотного апробирования функционала по учету и рассмотрению жалоб, поступающих в порядке ст.105 УПК в ЕРДР.
В 2023 году были подписаны совместные межведомственные приказы между прокуратурой и органами уголовного преследования (ГП, МВД, АПК, АФМ).
В 2024 году разработана и утверждена форма отчета №1-ЖУ «О результатах рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу».
Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года внесены изменения и дополнения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований».
Теперь участникам уголовного процесса с момента приобретения процессуального статуса через «Публичный сектор» ЕРДР смогут подавать жалобы данной категории именно в системе.
При поступлении жалобы участника уголовного процесса на решения и действия (бездействие) лица, осуществляющего досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания и прокурора посредством публичного сектора, нарочно, по общедоступным информационным системам или посредством информационной системы «E-Otinish», Форма №1-ЖУ заполняется сотрудниками (работниками) канцелярии правоохранительных органов.
То есть при поступлении жалоб по каналам других информационных систем работники канцелярии должны определить, отфильтровать жалобы данной категории и перенести их во вкладку «Журнал жалоб» информационной системы ЕРДР.
Работы по совершенствованию нормотворчества и системы продолжаются, они будут вестись всегда, поскольку ЕРДР – это относительно молодой продукт, которому всего 9 лет, и по мере накопления информацией он постоянно будет обновляться, модернизироваться и приводиться в соответствие с действующим законодательством, поскольку эта необходимость вызвана требованиями и веяниями современного мира и общественных отношений.
Старший преподаватель Кафедры прокурорского надзора
Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
МҰРАТ Еділ Ералыұлы.