Четверг, 14.11.2024

Соблюдение и реализация гарантированных конституционных прав участников уголовного судопроизводства и обеспечение их законности

Десять лет ни одной информационной системой не велось точного учета жалоб участников и лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.

Так, основной проблемой было отсутствие регламентации в действующем законодательстве учета жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора.

Статьей 105 УПК определен порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора, поданных лицами, защищающими свои или представляемые права и интересы (данная норма имеется с 2014 года с момента принятия УПК).

В соответствии с п.38) ст.7 УПК, процессуальные решения – акты органов, ведущих уголовный процесс, вынесенные в связи с осуществлением производства по уголовному делу.

То есть по результатам рассмотрения таких жалоб принимается процессуальное решение, а именно – акт органа об удовлетворении, отказе в удовлетворении либо частичном удовлетворении жалобы.

Согласно п.56 Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований (утвержденных приказом ГП РК от 19.09.2014г. №89), сведения о регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении, о процессуальных решениях, подлежащих согласованию или утверждению, а также электронные шаблоны процессуальных решений и действий вводятся в ЕРДР незамедлительно.

Поэтому данные решения должны быть внесены в информационную систему ЕРДР и отражаться в дереве процессуальных решений.

Ранее из-за отсутствия учета допускались многочисленные нарушения сроков и порядка рассмотрения жалоб в порядке ст.105 УПК.

Это негативно отражалось на соблюдении прав заявителей, что привело к снижению доверия граждан к правоохранительным органам.

Кроме того, отсутствовала возможность сбора и обработки аналитической информации о характере этих жалоб, что в последующем препятствовало оперативно анализировать причины обращений.

После неоднократных обсуждений с 2023 года Комитетом по правовой статистике и специальным учетам начаты работы по устранению разногласия в работе системы и нормотворчества.

Так, решением данного недочета стал запуск Комитетом пилотного апробирования функционала по учету и рассмотрению жалоб, поступающих в порядке ст.105 УПК в ЕРДР.

В 2023 году были подписаны совместные межведомственные приказы между прокуратурой и органами уголовного преследования (ГП, МВД, АПК, АФМ).

В 2024 году разработана и утверждена форма отчета №1-ЖУ «О результатах рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу».

Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года внесены изменения и дополнения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований».

Теперь участникам уголовного процесса с момента приобретения процессуального статуса через «Публичный сектор» ЕРДР смогут подавать жалобы данной категории именно в системе.

При поступлении жалобы участника уголовного процесса на решения и действия (бездействие) лица, осуществляющего досудебное расследование, начальника следственного отдела, начальника органа дознания и прокурора посредством публичного сектора, нарочно, по общедоступным информационным системам или посредством информационной системы «E-Otinish», Форма №1-ЖУ заполняется сотрудниками (работниками) канцелярии правоохранительных органов.

То есть при поступлении жалоб по каналам других информационных систем работники канцелярии должны определить, отфильтровать жалобы данной категории и перенести их во вкладку «Журнал жалоб» информационной системы ЕРДР.

Работы по совершенствованию нормотворчества и системы продолжаются, они будут вестись всегда, поскольку ЕРДР – это относительно молодой продукт, которому всего 9 лет, и по мере накопления информацией он постоянно будет обновляться, модернизироваться и приводиться в соответствие с действующим законодательством, поскольку эта необходимость вызвана требованиями и веяниями современного мира и общественных отношений.

 

Старший преподаватель Кафедры прокурорского надзора

Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

МҰРАТ Еділ Ералыұлы.

О Редактор Шарайна

Проверьте Также

TALENFORBIZ ҚАЗАҚСТАНДА: ӘЛЕМДІК ТҮРІК КОМПАНИЯЛАРЫ ЖАС ТАЛАНТТАРМЕН БІРІГЕДІ

2019 жылдан бастап Түркия Президент жанындағы Кадрлық басқармасының үйлестіруімен 10 түрлі елде 15 рет жұмыс …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *