С начала 2022 года РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов» (НЦКДА) при МИИР выявил свыше 5 тысяч дефектов и нарушений на автомобильных дорогах страны. Корреспондент Zakon.kz разбирался в причинах.
По статистике НЦКДА, в основном нарушения выявляются в регионах, где большая автомобильная сеть. Это Алматинская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области.
– НЦКДА согласно 305 приказу МИИР РК занимается выборочной экспертизой качества работ и материалов. На основании этого специалисты центра выезжают на республиканскую сеть четыре раза в месяц, а по местной сети – по заявке местных исполнительных органов. В основном, выявляются несоответствия нормам СТ РК: коэффициент уплотнения керна, водонасыщения, а также зерновой состав, – пояснил директор НЦКДА Замир Сагинов.
Основные проблемы, которые оставляют подрядчики автолюбителям на дорогах – просадка, выбоины, разрушение асфальтобетонного покрытия, трещины, ямы.
– Согласно классификации, ямочность и выбоины представляют собой местные разрушения покрытия в виде углублений толщиной большей или равной толщине дорожного покрытия. Основными причинами, предопределяющими образование и развитие указанных дефектов, являются производственно-технологические и эксплуатационные факторы, в числе которых естественное старение покрытия, износ, влияние погодных и климатических условий, воздействие транспортных нагрузок, а именно недостаточная связь между минеральной и органической частью материала покрытия, недоуплотнение покрытия, использование некачественных материалов, проникание воды через трещины и просадка покрытия, – комментирует Замир Сагинов.
Усугубляют ситуацию осадки и перепады температуры воздуха. Если в асфальтовом покрытии есть раковины и микротрещины, вода оказывает расклинивающее действие, которое значительно увеличивается при ее замерзании, вследствие чего связи между частицами материала покрытия постепенно ослабляются и под влиянием ударного воздействия колес автотранспорта образуется выбоина, которая затем быстро прогрессирует в ямочность.
Впрочем, нормативно-правовые акты в Казахстане не такие строгие, чтобы считать любую царапину в не самом новом асфальте проблемой.
Согласно ПР РК 218-49-2005 «Нормативы изменений показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в период эксплуатации» установлены допустимые объемы образования дефектов и деформаций дорожного покрытия в течение межремонтного срока службы покрытия (не более 0,3-1,5 кв. м на каждые 1 тыс. кв. м после трех-пяти лет эксплуатации дороги).
Пока ученые и власти работают над тем, чтобы выработать новый состав асфальтовой смеси с учетом климатических условий, подрядчики вынуждены работать по действующим нормативам. Сейчас оптимальный состав асфальта подбирается на стадии проектирования в зависимости от климатического расположения, технической категории и интенсивности автомобильной дороги по СП РК 3.03-104-2014 «Проектирование дорожных одежд нежесткого типа», который должен соответствовать требованиям СТ РК 1225-2019 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия».